08.07.2025

Проект Ассоциации "Совет муниципальных образований Белгородской области» «Любовь объединяет сердца»

Семейные праздники Шебекинского края: традиции, обряды, преемственность

«Иван, родства не помнящий» – меткое выражение, пришедшее к нам из глубины веков о человеке без корней, без семейной и исторической памяти, безо всего того, что принято считать культурным кодом и личным духовным наследием каждого. Оно обретается именно в семье, взращиваясь на примере родителей, родственников, на семейных преданиях и реликвиях. А они, в свою очередь, родом из прошлого, вырастают из семейных традиций старинной России, из мудрых обрядов и праздников наших предков.

Свои праздники, посвященные именно семье и крепости семейных отношений, были и в селах Шебекинского края. До нашего времени их сохранилось немного, но и те, о которых мы можем рассказать, несут душевные, мудрые смыслы вечных ценностей.

Так, жители бывшего хутора Пятилетка до сих пор помнят, как собирали «семейные столы» на 9-10 августа, на Полию-Смолию (в церковном календаре – дни памяти целителя Пантелеймона и Смоленской иконы Божией Матери). В эти дни считалось обязательным собраться на уличное застолье, причем приходит не только каждый со своим угощением, но и со своим столом. Чем крепче семья, чем мастеровитее в ней мужики, тем крепче или вычурнее украшен стол. Чем многочисленнее семья – тем он длиннее и шире.

На Полию присматривали будущую хозяйку – и по семейным блюдам, говорившим об умениях, передаваемых от матери к дочери, и по крепости семьи невесты, залогу и ее многочадия, по возможной помощи от будущих родственников. Остатки еды с «семейных столов» относили на родовые могилы, вовлекая тем самым в общий круг живых и усопших родичей.

Осенью 30 сентября, на День памяти раннехристианских мучениц Веры, Надежды и Любови, приходился праздник Всесветных бабьих именин. По традиции в каждой семье женщинам от мала до велика следовало хоть немного, но поплакать с утра. По поверьям, соленые слезы были залогом хорошего просола капусты и грибов. Мужчинам же нужно было непременно утешать женскую половину, даря нехитрые деревенские подарки (чаще всего новую кухонную утварь) и говоря ласковые слова, иначе капуста будет зимой слишком солона, а щи без нужного капустного духа.

После обеденного времени женщины ставили стол с угощением как ответный подарок мужчинам семьи. В этот же день братья, отцы, дядья принимали «зароки» от сестер, дочерей, племянниц на будущие осенние ярмарки – кому какой гостинец сторговать. В некоторых местных селах исполнялся обряд, похожий на современное празднование 8-го Марта: с утра мужчины топили печь, к которой обычно не допускалась мужская рука, пытались как-то кашеварить и прибираться по дому, а после полудня за готовку и домоводство принималась уже хозяйка дома, громко высмеивая усилия мужчин и показывая тем самым, как непросто вести женщине хозяйство.

Среди семейных праздников Шебекинского края нельзя не упомянуть и праздник Сороки (Жаворонки). Приходится он на день весеннего равноденствия, когда по народным приметам «зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется-равняется»[1]. В этот день, при условии ясной погоды, жители села выходили на «красные горки», чтобы встретить прилетающих птиц, поприветствовать солнышко, напитаться его живой силой – ведь отныне и до дня летнего солнцестояния светило «входит в рост»[2]. Собирались семьями, водили семейные хороводы, что было нечастым явлением в местных традициях. Чей хоровод шире, у кого семья больше, благополучнее перезимовала трудное время – тем больше почета, оттуда охотнее станут сватать девок даже из дальних селений. В этот же день старые люди припоминали хороводы прошлых лет, число их участников, доходя памятью даже до полувекового периода.

Еще один праздник семейных уз приходился на раннее лето – время страдное, полное заботы человека о будущем урожае. Но и здесь находится место для почитания семьи как высшей ценности человеческого общества. Духов день, следующий за праздником Троицы, объединял семьи на обязательном гулянии. Уходили всей семьей из дома, забирая с собой даже малоходячих пожилых родичей, чтобы жилище без человека проведали святой дух и духи природные. В этот день, по поверьям, «именины празднует сама матерь-земля, а все травы да цветы радуются, целуются да милуются».

Семья в прошлом становилась важной характеристикой человека вообще, иногда даже до знакомства с ним, и уж точно огромной частью этого знакомства и первого впечатления. Элементы костюма уже говорили каждому встреченному не столько о достатке, сколько о самой семье человека – сирота или нет, многочадна ли, мастеровая, просватаны ли старшие сестры и женаты ли старшие братья, или собеседник «перстом стоит», то есть единственный наследник у родителей[3]. Не лишним считали спросить, «кем будешь по матушке и по батюшке», приходишься ли родней каким-то знакомым и знаешь ли, помнишь ли сам о своем родстве с кем-то из известных собеседнику.

При переходе в новую хату, первым делом произносили имена всех, кого сохранила семейная память, вовлекая таким образом в общий круг семьи живущих потомков и ушедших предков.

«Семью не на век, на века ставят» – так говорили в нашем крае, считая семьей не только живущих, но и усопших родичей, оттуда, из потустороннего мира помогающих, направляющих потомков. «Все продай, а семью не замай (не трогай)» – добавляли о высшей, бесценной важности семьи. «Сила человека в уме, а ум в семье» – так подчеркивали важность совместного совета, соединения семейного опыта. «Без семьи человека не будет» – заключали наши предки. В этих приговорах выразилась исконная вера человека в сакральность и незыблемую важность семьи, ее особое предназначение.

Семья и ее ценности – это обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, это чувства, благодаря которым семья становится семьей, а не просто неким числом живущих под одной крышей людей, и неудивительно, что ушедшие обряды и праздники не канули в забвение, а трансформировались, переродились, дали иные по содержанию, но единые по смыслу традиции.

До сих пор сохраняется в нашей стране древний обычай называть рожденного ребенка в честь кого-то из родственников, проводя тем самым параллели с прошлым, сохраняя преемственность и память. Уникальной русской традицией является присвоение отчества, прямиком связывая человека с его отцом, делая его происхождение не случайным.

Праздничные семейные застолья, дни рождения, собирающие пусть подчас и виртуально, но широкий круг родственников, всероссийская акция Бессмертного полка, отсылающая потомка уже не к отцам, а к дедам и прадедам, побуждающая хранить память об их подвиге – вот далеко не полный список современных семейных праздников. Во многих семьях есть и свои уникальные, теплые, трогательные традиции, и такие семьи всегда чем-то отличаются от остальных. И пусть таких традиций и праздников будет как можно больше, по примеру наших предков, ведь действительно, «без семьи человека не будет».

 

[1] Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры. М., 1988.

[2] Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000.

[3] Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв. М., 1995.

 

З.В. Косенко, зав. отделом развития и ИТ МБУК «Шебекинский историко-художественный музей».

 

#Любовьобъединяетсердца #АСМОБелгородскойобласти


Дата последнего изменения: 08 07 2025