08.05.2020

НАШИ ЗЕМЛЯКИ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ! (Красненский район)

Война… Как много для каждого из нас сплелось в этом коротком слове. Боль, утраты, страх, горечь потерь и поражений, но все это не ожесточило сердца и не сломило дух советского народа. Дружба, взаимовыручка, любовь всегда помогали людям в трудную минуту, в сложных военных буднях. Невольно вспоминается фильм «В бой идут одни старики», где хорошо показаны моменты взаимовыручки летчиков в бою, когда дружба помогала поверить в собственные силы.

И когда в школу приходил наш земляк, военный летчик, Герой Советского Союза Маснев Алексей Никанорович и рассказывал о своих боевых вылетах школьникам, то перед взором вставали эпизоды из этого фильма, подтверждающие рассказ героя. А Алексей Никанорович был интересным рассказчиком:

«Родился я 5 мая 1915 года  в селе Готовьё Уколовского района Воронежской области в крестьянской семье. Работая однажды с отцом в поле, увидел я в небе  аэроплан. Долго смотрел в небо и удивлялся тому, как стальная птица может без взмаха  крыльев летать высоко и далеко. И зародилась у меня сокровенная мечта - научиться  управлять самолетом, полететь  над землей, посмотреть на нее с высоты.  Эта  мечта привела меня после окончания Готовской семилетней школы в  Москву, в аэроклуб, а затем и в Борисоглебскую школу летчиков – истребителей. Учился прилежно. После окончания школы летчиков  служил в Забайкалье, где  успешно провел свой первый воздушный бой с реальным врагом. Затем участвовал в советско-финской войне, громил линию Маннергейма. За проявленную храбрость и отвагу был награжден своим первым орденом Боевого Красного Знамени.       Великая Отечественная война застала   меня  на аэродроме под Киевом. По боевой тревоге я поднялся в небо и вступил в неравный воздушный бой с целой армадой фашистских самолетов».

Не дрогнул  Алексей и в первый же день войны в первом бою сбил фашистского стервятника. Потом были новые тяжелые воздушные схватки с врагом, были и моменты победы, была и горечь поражений, трудные  дни и месяцы отступления, когда приходилось оставлять врагу на поругание  советские города и селения. Но и в этих условиях росло мастерство, раскрывался талант летчика-истребителя. Однажды, перед развёрнутым боевым знаменем, выстроился полк И.Холодова.

- Я собрал вас, товарищи бойцы, сержанты и офицеры, - сказал командир, - чтобы передать вам обращение Военного Совета в связи с переходом наших войск в решительное наступление. Долгожданный и радостный час для вас пробил! Гвардейцы снова летят в бой!

Украинец Петро Гнидо, гроза немцев, был скуп на слова в своей речи у знамени. Он призвал гвардейцев бить немцев ещё крепче. Ему самому не терпелось схватиться в воздухе с врагом. Такое же чувство владело и его другом Алексеем Масневым.

В небе  Сталинграда  в грозном 1942 году  звено самолетов, ведомое  старшим лейтенантом Масневым, многократно сбивала немецких асов, только сам командир звена лично сбил над Сталинградом 6 вражеских самолетов. Он был награжден вторым орденом Боевого  Красного Знамени,  получил очередное воинское звание капитана и новое назначение – командир эскадрильи.

Когда весной 1943 года особенно сложной была обстановка в районе Новороссийска, истребительный полк под командованием И.Холодова, где служил Алексей Маснев, перебрасывают  на Кубань. По несколько раз в день поднимал свою эскадрилью капитан Маснев и смело вел ее в очередную воздушную атаку. Об одном из таких эпизодов воздушного боя он рассказывал учащимся.

Летчики дивизии 21 апреля ознаменовали новыми победами над врагом. Рано утром по вызову станции наведения отважная семерка истребителей под командованием капитана Маснева вылетела на перехват бомбардировщиков противника. Вскоре со стороны Крыма показались 20 «юнкерсов» и «хейнкелей» под прикрытием 12 «мессершмиттов».

Обнаружив противника, советские истребители бросились в атаку со стороны солнца. Расчет оказался правильным: внезапное нападение привело врага в замешательство. Летчик А.Маснев атаковал ведущего вражеской группы и заставил замолчать стрелка. Истребители противника, не заметившие вовремя первой атаки наших лётчиков, пытались не допустить повторных атак по своим бомбардировщикам. Тем не менее, Алексею Масневу удалось вновь прорваться к ведущему бомбардировщику и сбить его. Выйдя из атаки, Алексей Маснев и его ведомый поспешили на помощь товарищам. Короткой очередью с ходу Алексей сбил вражеский истребитель.

Атаки советских летчиков усилились. Противник растерялся. Хотя инициатива полностью перешла к советским летчикам, враг еще оказывал сопротивление. Одному фашистскому лётчику удалось зайти в хвост самолёту лейтенанта М.Игнатьева. Заметив, что боевой друг в опасности, сплоченная и дружная эскадрилья Маснева бросилась на выручку другу и сумела спасти летчика и боевой самолет. Бой долго продолжался. На смену  поднялась в небо другая эскадрилья самолётов под командованием его друга Н. Гринько. Даже вражеские летчики отмечали взаимную выручку советских истребителей в бою. Так, например, сбитый в воздушном бою на Кубани и взятый в плен немецкий летчик на допросе заявил: «Наблюдается, что, если один русский самолет подбит в бою, его окружают другие  и, невзирая на опасность, стараются дать возможность подбитому самолету уйти, а выбросившихся с парашютом сопровождают до самой земли».

Через два дня, 23 апреля, снова был жаркий бой эскадрильи капитана Маснева  с вражескими самолетами.  И на этот раз командир сбил самолет врага, но через минуту и сам был подбит.  Горел самолет, горел и  летчик. Но, превозмогая жгучую боль, он, насколько мог, старался дотянуть самолет до своих. Вывалился из горящего самолета  в сотне метров от земли, парашют загорелся. Гибель казалась неизбежной. Но спасло то, что  парашют стропами зацепился за ветки деревьев, что росли в плавнях. Двое суток висел обгоревший летчик без сознания, пока советские моряки – разведчики  не подобрали его.  Целую неделю колдовали врачи сочинского госпиталя над обгоревшим летчиком, делали пересадку кожи на лице, шее, левой руке. А в августе 43-го  года капитану Масневу за геройский подвиг, проявленный  при выполнении боевых заданий в Великой Отечественной Войне, Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза. После  излечения Алексей Маснев  продолжал бить врага.  

За период войны Маснев лично сбил 10, а в группе - 7 самолетов противника, освоил и летал на двенадцати типах самолетов, совершил 2659 вылетов, провел в воздухе 1312 часов. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени, другими боевыми наградами Родины.  Вместе со своими боевыми товарищами он освобождал Украину и Чехословакию и другие страны восточной Европы. Как офицер, он до конца войны был верен своему воинскому долгу и  чести. В воздушных схватках не раз выручал своих боевых товарищей, рискуя своей жизнью.

Как лучшего лётчика-истребителя, майора А.Н. Маснева 25.06.1945 г. пригласили в Москву, где он в составе сводного авиационного полка участвовал в параде Победы. Он награждён  2-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Боевого Красного Знамени, орденом «Боевой крест» за освобождение Чехословакии. В 1948 г. гвардии майор А.Н. Маснев уволился в запас. Жил в Краснодаре, но никогда не забывал свою малую родину, часто приезжал в родное Готовьё, встречался с односельчанами, приходил в школу. Скончался в 1979 г., похоронен в Краснодаре.

В 1986 г. на доме, где родился А.Н. Маснев, была установлена мемориальная доска, 7 февраля 2001 г. решением Красненского районного Совета депутатов Готовской средней школе присвоено имя Героя Советского Союза А.Н. Маснева. В 2005 г. в фойе школы был установлен бюст Героя, а спустя пять лет благодарные земляки установили памятный бюст Герою в центре села Готовьё.

Читайте также


Дата последнего изменения: 08 05 2020