06.05.2024

Акция Ассоциации "Совет муниципальных образований Белгородской области" "Бессмертный полк"

Сегодня хотим познакомить вас с воспоминаниями уроженки с. Иловки, Алексеевского городского округа, читательницы Иловской модельной библиотеки Екатерины Васильевны Шихатовой.

В их жизни была война.

Воспоминания уроженки с. Иловки, читательницы Иловской модельной библиотеки Екатерины Васильевны Шихатовой.

Было у отца четыре сына. Четыре надежды, четыре опоры. У каждого красивое русское имя: Алексей, Никита, Иван, Василий. Голубоглазые и русоволосые – настоящие русские богатыри. Как бы сложилась их жизнь, если бы не война! Из дневника отца: «Я, Белых Василий, родился в селе Иловка Воронежской области в тысяча девятьсот тридцатом году. Моя мать умерла, когда мне не было ещё и года. Отец вскоре женился, и воспитывала меня мачеха. Старший мой брат Алексей женился перед самой войной. Работал в колхозе трактористом. Братья Никита и Иван тоже начинали самостоятельную жизнь. И тут война. Сначала ушли на фронт мой отец Андрей Стефанович и брат Алексей. Потом – Никита и Иван. Врезалась в память картина: я, одиннадцатилетний мальчишка, пасу телёнка на небольшом выгоне у сельского кладбища. Показалась колонна танков. Помню, из одного люка вылез танкист, в нем я узнал моего брата Алёшу. Он махал мне рукой и что-то кричал. Гул моторов заглушал его голос, я только и разобрал: «Вася, прощай!». Больше его я не видел. Погиб он зимой 1941 года под Ржевом. В извещении было написано, что пропал без вести. И тогда, и после войны я часто думал, как погиб мой брат: скосила вражеская пуля? Сгорел в танке? Замёрз в болоте? В августе сорок второго пришла в наш дом ещё одна похоронка. О том, что погиб отец, я узнал от соседей. Мачеха не кричала. Она сидела, раскачиваясь из стороны в сторону, и тупо смотрела в одну точку. Лицо её было мертвенно- бледным.

В 1942 году село заняли немцы. Мы, мальчишки, из любопытства ходили на них посмотреть. Большинство солдат были невысокого роста, смуглолицые. Как я узнал потом, это мадьяры. Но были и немцы: высокорослые, наглые, самоуверенные. Многих жителей деревни они выгнали из домов и поселились там сами. А нам пришлось жить в погребах. Постоянное чувство голода заставляло выходить на улицу в поисках пропитания. В одну из таких «вылазок» я забрался в немецкий склад, который находился неподалёку, и стащил буханку хлеба. Тут же пустился наутёк, но меня заметил охранник и погнался за мной. Пока он бежал вдоль сарая, я успел пересечь улицу и заскочить в ближайший двор. Автоматная очередь…».

Екатерина Васильевна поясняет: стреляли в этот день в Василия дважды. Когда он с буханкой хлеба пробирался огородами домой, появился немецкий самолёт. Летел низко. Лётчик, заметив бегущего, дал пулемётную очередь. Василий упал. В дневнике помечено:

«Лежу, пули свистят, а я ем хлеб и думаю: «Хоть перед смертью наемся».

Не потому ли всю оставшуюся жизнь отец очень бережно относился к хлебу, зная его настоящую цену!

Многое пришлось ему повидать и пережить. Видел он, как немцы, согнав людей в центр села, повесили пятерых мужчин, объявив их партизанами. Был свидетелем, как фашисты отнимали у людей последнее, не обращая внимания на плач малолетних детей.

Закончилась война. Вернулся домой Иван с ранением в руку, за ним – Никита. Как гордился ими Вася! Как приятно ему было, что рядом такие надёжные, добрые, а главное, родные братья! Они вспоминали о войне. Особенно запомнились рассказы Никиты о форсировании Одера.

Жизнь брала своё. Женился Никита. Иван уехал учиться в Воронеж, стал инженером. Часто звал к себе Василия, но привязанность к деревне не отпускала.


Дата последнего изменения: 06 05 2024