Одним из наиболее эффективных институтов системы контроля за законностью муниципальной правовой базы является государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований возложены на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований является институтом предварительного нормоконтроля, так как на момент проверки устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципальных образования они являются не вступившими в силу.
Следует отметить, что государственная регистрация уставов не является единовременным актом. Изменение федерального законодательства требует внесения соответствующих изменений в уставные положения.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление) ведется постоянная работа по приведению уставов муниципальных образований области в соответствие с действующим законодательством.
Согласно части 9 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Указанный срок определен законодателем с учетом необходимости официального опубликования и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования муниципального правового акта после его государственной регистрации.
Приведение уставов муниципальных образований Белгородской области в соответствие с действующим законодательством осуществляется на систематической основе.
В 2024 году на государственную регистрацию в Управление поступило 329 муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований области.
По результатам проверки представленных документов
на государственную регистрацию Управлением в отчетном периоде принято решение о государственной регистрации 345 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований области (с учетом остатка с прошлого года). В связи
с отзывом главой муниципального образования возвращено
с государственной регистрации 4 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы.
Все муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию в 2024 году, и дополнительные сведения к ним внесены
в информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований Российской Федерации» в установленные сроки.
Обращаем внимание, что доступ к государственному реестру уставов муниципальных образований и муниципальных образований обеспечивается через портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Отсутствие отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований обеспечивается проводимой Управлением работой с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в уставы муниципальных образований на проектной стадии. Принятию представительным органом муниципального образования муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязательно предшествует направление его проекта
на предварительное рассмотрение в Управление.
В рамках работы с проектами муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Управлением в 2024 году осуществлена проверка 130 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований области. Предложения и замечания, высказанные Управлением в ходе проверки проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, при их последующем принятии представительными органами муниципальных образований учитываются в полном объеме.
Кроме того, в целях оказания методической помощи муниципальным образованиям области по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству Управлением в 2024 году разработано в инициативном порядке 12 модельных проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, направленных на реализацию:
- положений Федерального закона от 02.11.2023 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- положений Федерального закона от 25.12.2023 № 657-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- положений Федерального закона от 22.07.2024 № 213-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- положений Федерального закона от 15.05.2024 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проекты, разработанные в инициативном порядке, размещены на сайте Управления http://to31.minjust.gov.ru/ru/ в рубрике «Модельные проекты» подраздела «Уставы муниципальных образований» раздела «Деятельность».
В соответствии с частью 4.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», предусматривающей возможность представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы, а также документов необходимых для государственной регистрации электронном виде, в 2024 году в Управление поступило 250 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, что составило 76 %
от общего количества документов поступивших на регистрацию.
В 2024 году Управлением организовано и проведено 4 телефонные «горячие линии» по актуальным вопросам, связанным с представлением
на государственную регистрацию муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы муниципальных образований
в электронном виде, на которых представители муниципальных образований области смогли задать интересующие вопросы связанные,
с уточнением порядка, форматов и сроков представления муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию в электронном виде
и возможностью тестовой подачи документов.
Отметим, что возможностью электронной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы активно пользуются все городские и муниципальные округа области, муниципальные районы, а также городские и сельские поселения, входящие в состав следующих муниципальных районов: Корочанского, Ракитянского, Красногвардейского, Чернянского, Вейделевского, Волоконовского, Ровеньского, Борисовского и Красненского.