11.08.2025

Об итогах государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Белгородской области в I полугодии 2025 года

Согласно Положению о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29.03.2024 № 89, основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление) являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение единства правового пространства Российской Федерации
 на территории Белгородской области.

В соответствии с возложенными задачами в полномочия Управления входит, в том числе, осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений в эти уставы.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований является одним из наиболее эффективных институтов системы контроля за законностью муниципальной правовой базы является.

Необходимо отметить, что государственная регистрация уставов не является единовременным актом. Изменение федерального законодательства требует внесения соответствующих изменений в уставные положения.

В связи с принятием Федерального закона от 20.03.2003 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) подлежит осуществлению большой объем работы, как по приведению действующих уставов муниципальных образований в соответствие с положениями указанного Федерального закона, так и по разработке модельного проекта устава для вновь образованных 13 муниципальных округов области.

Согласно части 14 статьи 56 Федерального закона № 33-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Указанный срок определен законодателем с учетом необходимости официального опубликования и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений
и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации
и официального опубликования муниципального правового акта после его государственной регистрации.

В I полугодии 2025 года на государственную регистрацию в Управление поступило 82 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований области.

В соответствии с частью 4.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», предусматривающей возможность представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, а также документов необходимых для государственной регистрации в электронном виде, в отчетном периоде в Управление поступил 71 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, что составило 86 % от общего количества документов поступивших на государственную регистрацию.

По результатам проверки представленных документов на государственную регистрацию Управлением в отчетном периоде принято решение о государственной регистрации 85 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований области (с учетом остатка с прошлого года). В связи с отзывом главой муниципального образования возвращен с государственной регистрации 1 муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального района.

В текущем периоде регистрационные действия принятые Управлением в отношении муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований не обжаловались.

Все муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию в I полугодии 2025 года, и дополнительные сведения к ним внесены в информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований Российской Федерации».

Необходимо отметить, что отсутствие отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований обеспечивается проводимой Управлением работой с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в уставы муниципальных образований на проектной стадии. Принятию представительным органом муниципального образования муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязательно предшествует направление его проекта на предварительное рассмотрение в Управление.

В рамках работы с проектами муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Управлением в текущем периоде осуществлена проверка 29 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований региона. Предложения и замечания, высказанные Управлением в ходе проверки проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, при их последующем принятии представительными органами муниципальных образований учитываются в полном объеме.

Специалисты Управления нацелены на оказание методической помощи муниципальным образованиям области в вопросе обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству.

В этой связи Управлением в I полугодии 2025 года разработано в инициативном порядке 2 модельных проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, направленных на реализацию Федерального закона от 13.12.2024 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проекты, разрабатываемые Управлением в инициативном порядке, размещаются на сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (to31.minjust.gov.ru, рубрика «Модельные проекты» подраздела «Уставы муниципальных образований» раздела «Деятельность»).

Кроме того, в I полугодии 2025 года Управлением организовано и проведено 2 телефонные «горячие линии»:

1) по актуальным вопросам, связанным с представлением на государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, на которых представители муниципальных образований области смогли задать интересующие вопросы связанные, с уточнением порядка, форматов и сроков представления муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию в электронном виде и возможностью тестовой подачи документов;

2) по вопросу приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством.

Деятельность Управления по приведению уставов муниципальных образований региона в соответствие с действующим законодательством, осуществляется во взаимодействии в этом вопросе с прокуратурой Белгородской области, Администрацией Губернатора Белгородской области и ассоциацией «Совет муниципальных образований Белгородской области».

В I полугодии 2025 года Управление приняло участие в режиме онлайн конференции в двух методических семинарах, организованных ассоциацией «Совет муниципальных образований Белгородской области» для представителей муниципальных образований Белгородской области.

Обращаем внимание, что уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными и размещаются на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации»
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (pravo-minjust.ru, право-минюст.рф).


Дата последнего изменения: 11 08 2025